Киногерои разных стран, жанров и эпох на одном экране. Такое возможно только у Клода Манде Мы поговорили с автором непревзойденных коллажей, персонажей на которых узнает каждый

© Klod Mande
— Я наверняка не первый, кто вам это скажет, но у ваших работ невероятная популярность в интернете. Почему то, что вы делаете так заходит людям?
— Я думаю, мои работы заходят большому количеству людей благодаря неожиданному сочетанию узнаваемых образов, рождению новых подтекстов и, конечно, юмору. Создавая коллажи, я играю с интертекстуальностью. Этот термин в 1967 году придумала французская исследовательница языка и литературы Юлия Кристева. Если не вдаваться в научные подробности, это означает, что каждый текст или его фрагмент, в самом широком понимании, будь то книга, фильм, любое художественное произведение, в явной или неявной форме вторичен и всегда состоит из цитат и отсылок к другим текстам. Это не плагиат, потому что автор зачастую может не знать о других текстах с похожим сюжетом, персонажами и т.п. Приведу простой пример интертекстуальности нескольких произведений. В фильмах: «Красотка», «Шоу Герлз», «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Дикий ангел» и массе других прослеживается интертекст, которому даже дали название — история Золушки. Опять же с отсылкой к произведению с аналогичным интертекстом.
В большинстве моих коллажей интертекстуальность — это главный принцип и секрет их создания. Почему товарищ Саахов в образе Дона Корлеоне вызывает улыбку? Потому что персонажи интертекстуальны. О каждом из них можно сказать: босс, имеющий власть и творящий с помощью подручных криминальные дела. Почему так органична Красная Шапочка в образе героя Ди Каприо из фильма «Выживший»? Потому что у персонажей общий интертекст: оба оказались в лесу, встретились с хищником и победили его. Та же история с Волькой, который вместо старика Хоттабыча вызволил из сосуда диснеевского Джинна. И таких параллелей бесконечно много. Я просто наглядно показываю их, используя графический редактор.
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
— Когда мы договаривались с вами об интервью, вы сразу предупредили, что не раскрываете личность. Почему?
— Я не раскрываю личность, потому что отношусь к повышенному вниманию к своей персоне с большой долей настороженности. Для меня популярность это не какое-то преимущество, а скорее новый уровень ответственности за себя и свои действия, новая социальная роль, которая может изменить мою жизнь и не обязательно в лучшую сторону. В общем, есть сомнения, поэтому пока мне комфортнее работать в режиме инкогнито.
— Не обидно, что популярность не доходит лично до вас?
— Выше как раз ответил 🙂
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
— Опишите момент, когда вы поняли и ощутили, что ваши работы заходят.
— Наверное, когда увидел первые репосты своих работ на других интернет-ресурсах, в соцсетях и СМИ. Когда они ушли в народ и стали мемами. Соответственно, стала расти аудитория моих подписчиков в инстаграме, а вместе с ними уверенность, что я делаю что-то, интересное не только мне, но и большому количеству других людей.
— Публикацию каждой вашей работы на «Октагоне» сопровождает текстовое описание. Вы сами его пишете?
— Да, блог на «Октагоне» я полностью веду сам. У меня есть опыт работы в журналистике, поэтому написать приемлемый текст для меня не составляет большого труда.
— Из этого текста видно, что новую картину вы создаете по какому-либо информационному поводу. Например, сиквел «Секса в большом городе», который анонсировал HBO. Почему вы выбрали такой подход?
— Именно такая концепция у моего блога: коллажи на актуальные новости из мира кино. Так мы договорились с редакцией, которая любезно предоставила мне свою площадку для реализации моих творческих идей.
© Klod Mande
— Можем на примере этой же работы рассказать полный процесс ее создания с таймингом? Вы прочитали, что HBO анонсировал сиквел. Что происходит дальше?
— На самом деле все начинается с открытия в интернете ленты всех последних киноновостей. Из этой массы я выбираю наиболее интересные и значимые, на мой взгляд, останавливаюсь на одной и думаю, как могу обыграть эту новость в коллаже. С этого момента творческий процесс может занять как пару часов, так и целый день. Сначала рождается идея, затем происходит поиск нужных изображений, ракурсов, композиционных решений, и создание в графическом редакторе конечной работы. Потом я собираю из нескольких источников текстовую информацию по данной новости и делаю рерайт — текст к коллажу.
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
— Как вы определяете какая из работ попадет на «Октагон», а какая в инстаграм?
— Создавая коллажи для инстаграма, я работаю уже без привязки к новостям и актуальности. Тут все случайно, куда заведет воображение. Иногда дублирую некоторые работы из блога на «Октагоне» в инстаграм. Всегда сообщаю в сторис о новой публикации на «Октагоне», чтобы подписчики не забыли посмотреть и почитать.
— В вашем инстаграме мы насчитали целых 4 публикации, посвященные Юрию Дудю. Это из-за большой симпатии?
— Юрий Дудь сегодня однозначно одна из самых ярких и значимых фигур в российской ютюб-журналистике. Наверное, поэтому 4 из более 400 моих коллажей оказались с его участием. Я смотрю его интервью и репортажи, какие-то мне интересны, какие-то не особо, впрочем, как и у многих других коллег Юрия. Я бы не сказал, что у меня к нему какая-то особенная симпатия.
— Кстати, если бы Юрий Дудь позвал вас на интервью (что подразумевает раскрытие личности), пошли бы?
— Не думаю, что моя личность и творчество заинтересовали бы Юрия Дудя. Не тот масштаб. Но если такое представить, скорее всего, я бы отказался. Я не любитель публично высказываться на политические темы, обсуждать личную жизнь, и в принципе высказывать мнение о том, в чем я плохо разбираюсь. Поэтому, даже гипотетически такое интервью получилось бы очень скучным и неинтересным.
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
© Klod Mande
— Вы практически никогда не высказываетесь на политические темы. Исключением (с натяжкой) можно назвать историю с клипом Тимати и Гуфа про Москву. Сознательно избегаете политики?
— Да, я сознательно избегаю политических тем. По началу я не сформулировал для себя это правило, но теперь могу с уверенностью сказать, что контент, который я делаю, носит исключительно развлекательный характер.
© Klod Mande
— Были среди героев ваших коллажей те, кто обижался очень сильно? А от кого прилетала самая позитивная реакция?
— Были и такие и такие. Тех, кто обиделся и даже забанил меня, я называть не буду. Это их право не принимать мое творчество. Что касается позитивных примеров, просто перечислю имена тех, кто репостил себе в ленту либо сторис мои работы с их участием. Это Василий Вакуленко (Баста), Павел Воля и Ляйсан Утяшева, Гарик Харламов, Тимати, Светлана Лобода, Михаил Галустян, Василий Уткин, Екатерина Скулкина, Марина Федункив, Андрей Бебуришвили, Виктор Бычков, Юрий Куклачев, Яна Поплавская, Роберт Патрик.
— Вы монетизируете свою деятельность?
— На вопросы, связанные с деньгами, я не отвечаю.
— Я уверен, что вашим примером вдохновляются многие авторы. А кем вдохновляетесь вы?
— В одном из интервью я уже упоминал главного фоторедактора газеты «Аргументы и Факты» Андрея Дорофеева. В 90-е годы, когда я был ребенком, мои родители покупали каждый номер этого еженедельника. И в каждой газете ряд публикаций был проиллюстрирован коллажами Дорофеева, включая первую полосу. Мне очень нравились эти работы. Возможно, отчасти они повлияли на мое сегодняшнее творчество. Но должен сказать, что когда я сделал первый коллаж и выложил его в инстаграм, я относился к этой затее как к творческому хулиганству, никаких мыслей, что это станет популярным, у меня не было.
© Андрей Дорофеев
— Закончите это интервью тремя словами.
— Желаю всем добра!