Михал Климчак: апокалипсис и научная фантастика в иллюстрации

© Michał Klimczak
Михал Климчак — графический дизайнер из Польши. Он создает неповторимые иллюстрации апокалиптических сюжетов, сочетая технику графического дизайна и обработки фото. Несмотря на нереалистичность, и даже фантастичность его пейзажей, безымянные герои иллюстраций Михала, похоже, пытаются передать зрителю важный посыл. В небольшом интервью Михал рассказал о том, что его вдохновляет, о любопытных проектах, в которых он принимал участие и тематике своих работ и проектов.
— Когда ты начал заниматься визуальным искусством? Как начался твой путь графического дизайнера?
— Занимаюсь графическим дизайном примерно с 2007 года. Раньше я много рисовал, однако в какой-то момент почувствовал, что моих умений становится недостаточно. Компьютерная графика и фотомонтаж дали мне новые возможности для реализации идей, которые я до этого осуществить не мог. Честно говоря, не могу точно сказать, когда же начался мой творческий путь, все случилось само собой :-)
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
— Расскажи, пожалуйста, о стиле, в котором работаешь. Как он появился? Интересно то, что ты сочетаешь в работе графику и фотографию. Ты работал в этой технике с самого начала?
— Мне трудно определить свой стиль (если он вообще существует :) Сначала я работал с фотографией, экспериментировал, пробовал различные техники. Всему учился самостоятельно. Я не скрываю, что сильное влияние на мой современный стиль оказало творчество Здислава Бексинского и Михала Карча. В каждой работе стараюсь передать графическую составляющую таким образом, чтобы она максимально реалистично в моих нереалистичных сюжетах.
— Если правильно понимаю, во многих твоих работах использованы снимки, сделанные тобой самим. Какую роль фотография занимает в твоем творчестве? Из каких других источников берешь снимки для работ?
— Безусловно, я худший фотограф в мире (смеется). Фотография действительно важный элемент моего творчества. Например, одна моя работа может состоять из нескольких разных фотографий, поскольку я не всегда могу раздобыть один готовый снимок, который подойдет к общей концепции того или иного сюжета. В основном использую стоковые материалы и фотографии из общего доступа, но, конечно, как ты заметила, есть работы, выполненные на основе моих снимков.
— Твои работы очень реалистичными, и в то же время, на них изображены фантастические сцены. Где ты черпаешь идеи о пейзажах и сюжетах для своих работ?
— Все идеи берутся из моей головы: некоторые тщательно спланированы, некоторые появляются спонтанно в процессе работы. Я стараюсь создавать сюжеты, которые могли бы быть настоящими историями. Хочу, чтобы зритель, глядя на мои работы, сам додумывал, создавал свои собственные рассказы.
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
— Рискну предположить, что ты интересуешься книгами или фильмами о научной фантастике. Если так, расскажи, пожалуйста, какие авторы и произведения вдохновляют тебя.
— Да, мне действительно интересны научно-фантастические фильмы и литература, но больше всего, конечно, комиксы. Хочу отметить серию “Hans/Yans”, созданную Андре-Полем Дюшато и польскими карикатуристами, серию “Thorgal” и трилогию “Szninkiel” («Шнинкель») Жана Ван Хамма. А также “SlaineПэта Миллса, над которым работал один из моих любимых иллюстраторов — Саймон Бисли.
— Некоторые из этих комиксов довольно апокалиптичные. Кстати, в твоих работах также прослеживается тема апокалипсиса. Какой месседж ты стремишься передать своим зрителям?
— Действительно, в большинстве моих работ апокалипсис является главной темой. Мы, на самом деле, живем под реальной угрозой глобальной катастрофы. И такая тематика для меня очень актуальна. Думаю, мои работы могут рассматриваться в некотором роде как предостережение, однако возможны и любые другие интерпретации.
— Есть ли среди твоих проектов особенные и ценные лично для тебя? Можешь рассказать о них пару слов?
— Конечно, каждый из проектов действительно важен и уникален для меня, поскольку к каждой работе стараюсь подходить очень индивидуально. Есть ли среди моих проектов «любимчик»? Вероятно, это сотрудничество с норвежским музыкантом Сверре Кнут Йоханссоном. Мы пришли к полному единогласию в плане концепции работы, так что я даже ничего в ней не исправлял в итоге. А еще во время творческого процесса меня сопровождала музыка Сверре, это было потрясающе.
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
© Michał Klimczak
— Как насчет совместных проектов с другими авторами? Доводилось творить совместно с фотографами или дизайнерами? И если да, о чем были такие проекты?
— Я предпочитаю ни с кем не сотрудничать. Только однажды мне довелось поработать над одним проектом совместно. Это была работа с пакистанским фотографом Бабером Афзалом. В 2013 году мы с Бабером создали графическую серию “Sands Of Time” и несколько отдельных работ. В 2014 наша работа “FORGIVENESS I” заняла 2е место в Международном конкурсе фотографии в категории Архитектура.
— Помимо иллюстраций ты оформляешь обложки CD дисков. Какая музыка, по твоему ощущению, хорошо сочетается с твоим искусством?
— Не могу выделить один конкретный жанр, мне нравится и очень тяжёлая музыка, и более атмосферная и спокойная. Конечно, к процессу творчества лучше подходит вторая, и как мне кажется, спокойная музыка лучше соотносится с моими работами. Но все же обложки я оформлял для исполнителей, которые играют и эмбиент, и более тяжелую и жесткую эстетику.
— Спасибо за беседу! Попрошу тебя напоследок сказать пару слов о твоих ближайших планах.
— Недавно я во второй раз стал папой. У меня чудесная дочурка и замечательный сын, так что сейчас я все планы фокусирую на семье и беру небольшой перерыв в творчестве. Пользуясь случаем, в этом интервью хотел бы поблагодарить свою любимую жену за её понимание и терпение.
Больше работ Михала на его странице Behance и Facebook.