Международный фестиваль во Франции, конкуренция с Netflix и современная реальность в авторской анимации Интервью украинского мультипликатора, режиссера анимационного кино Никиты Лыськова

© Nikita Liskov
— Никита, опиши одним предложением какое место в твоей жизни занимает анимация?
— Это моя профессия и любимое дело.
— Ты создал школу авторской анимации «Линолеум» потому что хотел поделиться опытом или есть другие цели, которые ты ставил перед собой?
— Это был экспериментальный проект, созданный на грант от фестиваля Linoleum. Мне хотелось узнать будет ли востребована школа анимации в Днепре. Школа была только для взрослых от 18 до 50 лет. Я познакомился с интересными людьми, с некоторыми из них мы вместе работали над моим фильмом «Кохання». На данный момент школы не существует, я понял, что такое мероприятие требует серьезных финансовых затрат и не сможет выйти на самоокупаемость. Сегодня я не преподаю, занимаюсь работой над новым фильмом.
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
— Какое место в создании анимации занимает компьютерная графика?
— Еще 20 лет назад делать анимационное кино в Днепре было невозможно. Но с приходом цифровых технологий все изменилось, качественное кино можно делать не выходя из дома. Можно даже учиться по интернету, а это дает огромные возможности.
— Расскажи о процессе и времени, которое обычно проходит от идеи до её полной реализации?
— Сам процесс работы над фильмом всегда разный. «Я купил велосипед» я сделал, наверное, за месяц. Фильм «Кохання» занял у меня целый год.
Сначала я записываю идеи, просто все подряд, в текстовый файл на телефон. За несколько месяцев у меня накапливается таких идей около пятидесяти. Потом перечитываю и те, которые мне кажутся более интересными, начинаю развивать и искать связь между ними.
Так постепенно выстраивается структура фильма, но я не люблю долго работать над сценарием, не довожу его до идеала, он всегда сырой с множеством сюжетных вариантов. И только когда я начинаю рисовать, анимировать, только тогда сценарий начинает уплотняться и появляется его структура. Это путь импровизации, но иначе мне не интересно. Если на уровне текста, на уровне сценария, все готово, то зачем это рисовать?
Я рисую и пишу сценарий одновременно. И параллельно думаю о звуках, будет ли музыка. Вообще стараюсь музыку почти не использовать, она очень отвлекает от изображения. И ещё, когда я анимирую, я сразу монтирую эти сцены вместе, смотрю как они работают друг с другом. Процесс создания мультфильма для меня очень нервное и напряженное занятие, но и очень увлекательное.
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
— Какие техники создания анимации существуют сегодня? Какие из них используешь ты?
— Я использую классическую технику рисованной покадрово анимации. Такую же использовал Disney 80 лет назад. Только я рисую не на бумаге, а на компьютере, используя при этом планшет Wacom и Photoshop.
Техник сегодня существует огромное количество: 3D, 2D, Stop Motion, перекладка, масло на стекле, песочная анимация, пикселяция и многие другие.
— Как сегодняшнее развитие технологий влияет на развитие анимации?
— Очень сильно влияет, поскольку с приходом дешевых компьютеров у аниматоров появилась возможность работать дома и не зависеть от студий. Благодаря этой свободе сюжеты анимационных фильмов стали намного разнообразнее. Сегодня очень много интересной анимации делается просто для YouTube. Например, один из моих любимых аниматоров Lee Hardсastle делает пластилиновые мульты, заливает их на YouTube и зарабатывает на этом.
— Создание анимационных фильмов — профессия или хобби? Это твой основной источник дохода?
— На данный момент, это и моя работа, и хобби. Кроме этого я ни на что не отвлекаюсь.
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
— Можно ли отнести к искусству анимацию в коммерческих проектах, например в рекламе?
— Конечно, есть прекрасные примеры анимации в рекламе. Студия Ричарда Вильямса, в свое время, делала крутейшие проекты.
— Процесс создания любого проекта влечет за собой коллаборацию, слаженность работы большого количества людей. Твои работы это коллективный труд или ты сам и художник, и звукорежиссер, и продюсер?
— Мне очень нравится работать в команде. Благодаря этому в фильме появляются свежие идеи. Но очень важно найти людей, которые будут с тобой на одной волне, будут искренне понимать то, что ты делаешь.
— Как ты ищешь бюджет для создания своих фильмов?
— Последние несколько лет я сотрудничаю с продюсером, именно он занимается вопросами, связанными с бюджетом. В последнее время появилось много грантов для кино как украинских, так и европейских. Я думаю, если очень захотеть, то найти бюджет для фильма более чем реально.
— «Кохання», «The End», «Я купил велосипед» — абстрактный сюрреализм или нечто другое? К какому направлению ты относишь эти работы?
— Это авторская анимация. Мое субъективное высказывание на события в мире.
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
— Для кого твои фильмы? Каким ты представляешь себе портрет твоего зрителя?
— Для украинцев, для людей, живущих в контексте событий, и для тех, кто пытается переосмыслить современную украинскую реальность и что-то изменить.
— Во многих своих интервью ты часто упоминаешь Disney. Как ты считаешь, в чем залог успеха этой компании и ее роль в становлении мировой анимации?
— Уолт Дисней не боялся принимать рискованные и инновационные решения. Например, когда все вокруг критиковали и говорили, что звук в анимации только помешает, он выпустил «Паровозик Вилли» — первый анимационный фильм с использованием синхронных шумов, фильм имел невероятный успех! Он первым внедрил и запатентовал технологию Техниколор и начал делать цветные мультфильмы, пока все вокруг делали черно-белые. И, конечно, он сделал первый полнометражный анимационный фильм. Это был невероятно рискованный поступок, но фильм «Белоснежка и семь гномов» до сих пор приносит студии немалые деньги.
— Apricot short film festival, Dok Leipzig, Kisff, «Молодость», «Festival International du Film d’Animation d’Annecy» и многие другие — твои работы получили высокую оценку на известных международных фестивалях. Насколько важно для тебя признание результатов твоего творчества другими?
— Очень важно, я делаю кино для того, чтобы его смотрели зрители. Когда в зале смеются и слышны аплодисменты, это меня очень мотивирует и хочется делать ещё и ещё.
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
© Nikita Liskov
— Кто из украинских аниматоров, по твоему мнению, достоен внимания и обсуждения?
— Игорь Ковалев, он начинал как аниматор на студии Украинимафильм еще в СССР, потом основал в Москве анимационную студию Пилот, а в 90-х уехал в Америку и проработал там 20 лет. Ему 67 и он сейчас работает над новым фильмом. Удивительный человек. Мой кумир.
— Ты состоял в жюри анимационного фестиваля Linoleum 2020. Что из этого опыта ты вынес лично для себя?
— К сожалению, фестиваль проходил онлайн и я почти не ощутил себя членом жюри, просто смотрел мультики на компьютере и ставил им оценки.
— На каком этапе развития сейчас находится анимация в Украине? Это перспективная индустрия?
— Я не очень в курсе, что сейчас происходит в украинской анимации на уровне индустрии. Мне кажется во времена глобализации всем тяжело, нам приходится конкурировать с Netflix и другими мощными студиями. В Украине в условиях отсутствия качественного образования и коррумпированности — это практически невозможно.
— Какие планы на ближайшее будущее? Что еще хочешь реализовать?
— В последнее время много думаю о том, чтобы написать книгу по анимационной режиссуре.